head11
Сад-цитата Константина Паустовского. Как живет музей под открытым небом
Сад-цитата Константина Паустовского. Как живет музей под открытым небом

Каждый писатель имеет свою духовную родину, место, которое становится нескончаемым и прекрасным рефреном всего творчества. Для Константина Паустовского одним из таких источников вдохновения стал Крым. Как поддер­живают сад-экс­позицию опытные садовники, нам рассказала ­заведующая Домом-музеем К. Г. Паустовского Ира Котюк.

Мотивы творчества

– Местом духовного паломничества писателя был Крым, но своей личной дачи во вдохновенном крае он не имел. Что послужило мыслью открытия дома-музея именно здесь?

– В письме от 1938 года Константин Георгиевич напишет: «Весь Старенькый Крым в цвету, в распустившихся орешках и каштанах… неправдоподобный воздух, очень ароматный, мягкий и прозрачный. Я работаю. Тут очень хорошо работать в саду…»

Хозяйка дома Вера Рутковская. Фото предоставлены архивом музея

Спустя 11 лет, в 1949 году, он остановится в доме по улице Карла Либк­нехта, 31, у медсестры Веры Романовны Олейниковой ­(Рутковской). Снимать комнаты он будет для «покоя, раздумий и поэзии». Вот этот дом и станет позднее музеем писателя. Инициатором его создания стала Надежда Садовская, заслуженный работник культуры Республики Крым. Она же является создателем нашей обширной экспозиции.

Мы сохранили исторический интерьер, поддерживаем и развиваем литературно-биографическую экспозицию музея, а также стараемся не забывать о главенстве природы в художест­венном наследстве Паустовского. Так, всё простран­ство сада, каждое растение отражают мотивы из творчества писателя.

На хоть какой почве вырастет Мальва обыкновенная. Фото: Фото предоставлены архивом музея

Вопреки засухе

– Гостей встречают у входа две прочные и высокие берёзы, что просто умопомрачительно для крымского климата! Как они появились на даче?

– Осенью 2005 года сотрудники музея высадили их повдоль входной аллеи. Эти две берёзки символизируют присутствие в нашем саду природы средней полосы Рф, которой Константин Паустовский всегда восхищался и которую от всей души любил. Учитывая то, что эти деревья не относятся к эндемикам Крыма и с большущим трудом, практически чудом здесь приживаются, сотрудники музея ­повсевременно тщательно ухаживают за ними. Часть секрета в уходе за таковой нетипичной лиственной породой кроется в обильном поливе и неизменном наблюдении за поддержкой влажности земли в нашем засушливом климате. Благодаря этому всех гостей встречают два ухоженных и больших дерева.

Школьники изучают творчество писателя в саду музея. Фото: Фото предоставлены архивом музея

Наилучшие строчки

–Как сад сумел превратиться в выставку под ­открытым небом?

– В саду работает экспозиция «Зеленоватый мир Константина Паустовского». Для неё были отобраны более яркие и интересные цитаты из произведений о растениях и природе. Таблички расставили по местности всего сада. Большинство из их размещены возле того растения, которое упоминается в произведении писателя. Только представьте: у расцветающего куста можно увидеть табличку со последующими строками: ­«Казалось, что цветочки шиповника навсегда отделились от колющихся веток и висят в воздухе, как колоритное ­маленькое пламя».

И вправду, такое необычное прикосновение к творческому наследству через окружающую нас природу по-новому повлияет на посетителей. Важно не только поведать биографию, уточнить моменты из жизни писателя, но и указать на подобные мелкие детали, которые помогут открыть его произведения с новейшей стороны.

Подсолнухи делают нарядный декор. Фото: Фото предоставлены архивом музея

– Сколько всего тут растений?

– В этом году были проведены санитарные вырубки, и на ­освободившемся пространстве вышло высадить 3 ели и 3 туи. Они отлично приживаются, тем более, что туи являются обычными жителями крымской флоры.  Нужно отметить, что с момента существования нашего музея мы стремились соединить на территории нашего сада природу средней полосы Рф и Крыма, при этом стараемся высаживать те виды, которые упоминаются в произведениях Паустовского. У нас можно узреть такие растения, как ели, хосты, казацкие можжевельники, ­юкки, ленкоранскую акацию, калину, яблони, кизил, гибискус, айву, ­черешни и вишни.

Помнит писателя

– Остались ли живые растения со времён писателя?

– Единственным растением на местности сада, сохранившимся с 1949 года и до наших дней, является большой куст сирени. Всех посетителей в момент его цветения всегда чарует копна прекрасных и густых цветков. О его возрасте гласит весьма внушительный по толщине ствол, а также раритетная фото из фондов нашего музея. На ней изображена хозяйка дома Вера Романовна Рутковская около совсем ещё маленького кустика.

Каждую весну мы вспоминаем, что нашей сиренью любовался Константин Паустов­ский.

Сирень сохранилась со времён писателя. Фото: Фото предоставлены архивом музея

– Многие бывалые садовники не всегда могут совладать с такой задачей, как сохранение особо ­привередливых и ласковых ­экземпляров. Обошлось ли без утрат в таком хрупком растительном музейном фонде?

– На момент открытия музея в саду рос большой вековой грецкий орех, который был очевидцем всех событий, происходивших на местности усадьбы. Он не смог пережить довольно суровую и нетипичную для этого края зиму 2006 года. Тогда столбик указателя температуры доходил до –30°C. К весне орешек стал угрожающе крениться, спасти его было нереально, пришлось спилить. Осталась только фотография этого ветвистого великана. Сейчас на месте углубления, образовавшегося от корня, ­сооружён пруд.

Паустовский нередко упоминал орешники. В городе «цветов, тишины и развалин вековые ореховые ­деревья протягивали темные ветви над черепичными крышами» («Темное море»), а сами «листья орешка, вялые от зноя, пахли ­лекарственно и терпко» («Жизнь Александра Грина»).

Конкретно здесь, в Старом Крыму, было лирическое пристанище писателя: «Крохотный дом, сад, как клумба, олеандры. Пышноватый букет. Гладиолусы. Сила и чистота любви, очарование жизни. Это выше всего…»

Источник: aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *